Как и любые другие устройства, газовые счетчики иногда выходят из строя. Это может проявиться в следующем: когда работает плита или колонка, показатели на табло остаются на месте. Сразу после обнаружения такой или другой неисправности следует обратиться в обслуживающую ваш дом компанию. Это правило прописано в действующем в нашей стране законодательстве.
Процедура начисления оплаты за газ при временном отсутствии прибора учета стандартна во всех регионах РФ и прописана в Законе. В частности, пункт 28 «Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан» гласит, что в случае снятия (повреждения) одной из пломб на устройстве или при обнаружении его поломки и при своевременном уведомлении абонентом поставщика газа о случившемся в тот же день, оплата взимается согласно принятым нормативам потребления. Учетный период – со дня уведомления и по день установки счетчика после ремонта и его опломбирования.
Однако если о неисправности или отсутствии пломб стало известно во время контрольной проверки прибора учета поставщиком газа, то оплата взимается согласно принятым нормативам потребления не со дня обнаружения поломки, а со дня последней ревизии, но не более, чем за полгода.
Таким образом, принятые нормы подразумевают два способа расчета за расходуемый газ при обнаружении поломки прибора учета (в том числе срыва пломбы):
В обоих случаях домохозяйство временно переводится на расчет оплаты за газ согласно действующим в регионе тарифам и нормативам потребления. В первом случае моментом начала такого учета становится день уведомления газовой службы. Во-втором – компания-поставщик имеет право выполнить перерасчет и потребовать с абонента дополнительную оплату за последние 6 месяцев, что может составить достаточно внушительную сумму. Ведь стандартные нормативы обычно отличаются от реальных цифр потребления газа (по счетчику) и сильно завышены.
Безусловно, такой ход событий отнюдь не на руку рядовому потребителю. Получается, что владелец квартиры или другого домохозяйства назначается действующим законодательством ответственным за исправную работу газового счетчика, при этом он не имеет специальных знаний, навыков и даже не получает официального уведомления об этом.
С другой стороны, газовые компании, прямая обязанность которых – это обслуживание и контроль работы приборов учета, не несут никакой ответственности. Кроме того, данная ситуация им даже выгодна, ведь, обнаружив поломку прибора в ходе проверки, они назначают заведомо завышенную плату за газ.
Однако так работает современное законодательство, поэтому нужно быть готовым к таким случаям и знать свои права. И, конечно же, регулярно следить за исправной работой счетчика.
Иногда на практике случаются инциденты, когда поставщик газовых услуг пытается выставить своему абоненту, вовремя сообщившему о поломке оборудования, счет по нормативу за последние полгода. Как вести себя в этой ситуации?
За ответом на этот вопрос можно обратиться к жизненному примеру. Данная ситуация имела место быть в Оренбургской области. Все обстоятельства, описанные ниже в статье, взяты из материалов реального судебного разбирательства.
Некая гражданка Кузнецова А. А. обнаружила в своем газовом счетчике, установленном на улице, поломку: прибор издавал громкие нехарактерные щелчки. Сразу после этого она сообщила о случившемся по аварийному телефону газовых служб «04». Больше с ней не связывались, тогда она обратилась повторно. Вскоре по указанному ею адресу приехал контролер, и, составив акт о неисправности оборудования, подписал его у совершеннолетнего сына Кузнецовой А. А., находившегося тогда на месте.
Через время хозяйка дома получила от местной компании-поставщика газа квитанцию на оплату по нормативу (за последние полгода). Газоснабжающая фирма в своем требовании ссылалась на п. 28 «Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан». То есть речь шла об обнаружении поломки специалистом газовой компании в ходе плановой проверки оборудования.
Однако Кузнецова А. А. подала на данную организацию в суд за нарушение ее прав и несправедливое начисление оплаты. Дважды (поскольку газовщики обратились с апелляцией) дело ею было выиграно.
В ходе суда местная фирма настаивала, что Кузнецова А. А. обращалась не по тому телефону, ведь номер «04» не принадлежит этой газоснабжающей компании (а именно ОАО «Газпром межрегионгаз Оренбург»). И они ничего не знали о случившемся. Контролер же пришел в рамках обычной проверки, и то, что это произошло сразу после звонка на «04», – всего лишь совпадение.
В данном случае суд посчитал уместным проверить расшифровку звонков с телефона гражданки Кузнецовой А. А., после чего была подтверждена ее версия. Хоть номер «04», действительно, не обслуживается ОАО «Газпром межрегионгаз Оренбург», а принадлежит другой компании, которая занимается ремонтом оборудования, но сам газ не поставляет, и ее сотрудник не передал полученную информацию и не посоветовал обратиться куда надо, все же, Кузнецова А. А. предприняла все меры для оповещения о поломке счетчика. То есть свои обязанности она выполнила.
Согласно этому, суд обязал газоснабжающую компанию сделать перерасчет и взять оплату с Кузнецовой А. А. только за период со дня извещения о неисправности прибора и до момента его замены. Поскольку женщина уже погасила неправомерно назначенную ей сумму во избежание начисления пени, то газовая компания обязалась зачислись полученные деньги в счет будущей оплаты.
Предыдущий пример был весьма обнадеживающим, однако в жизни большинство ситуаций с поломкой газового счетчика разрешаются не всегда с соблюдением прав потребителя. Главная проблема абонентов – невозможность в суде доказать факт обращения в службу.
Очень распространены случаи, когда владелец дома заметил какие-то неисправности в работе прибора учета и позвонил в газовую компанию. Но его телефонную заявку проигнорировали и не прислали специалиста. Убедившись, что утечки вещества нет, а устройство не считает лишних кубов, абонент просто пускает дело на самотек. Тут-то и приезжает инспектор с плановой проверкой и составляет акт о неисправности оборудования. Позже приходит квитанция с требованием погасить долг за последние полгода. А плата начисляется уже не по счетчику, а по нормативному потреблению.
Многие люди, конечно же, удивлены и возмущены, однако дальше дело не заходит. Не каждый хочет подавать иск в суд и тратить на разбирательство время, поэтому неправомерно начисленная сумма оплачивается. Да и не всегда удается доказать, что факт обращения абонента в газовую службу имел место быть. А компания-поставщик, в свою очередь, предоставляет внутренние документы о проведении плановой проверки узлов учета.
Из всего выше сказанного напрашивается вывод, что во многих случаях законодательство защищает права газовых организаций. Потребитель часто остается один на один с проблемой, ведь он не осведомлен о своих обязанностях и полномочиях. Но и в этом случае можно отстоять свои интересы.
Ниже мы приведем несколько полезных рекомендаций, которые пригодятся вам в случае возникновения споров с газовой компанией:
Конечно же, прочитав данную статью, не следует воспринимать всех представителей газовой службы как потенциальных мошенников. Возможно, вас эта проблема не коснется. Однако нужно всегда знать свои обязанности и защищать себя согласно действующему законодательству, если вы уверены в своей правоте. Ваша внимательность и настойчивость может помочь вам избежать лишних денежных трат и испорченных нервов.